ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ!
Эта французская мудрость не случайно в большинстве разного рода происшествий и случаев как первопричину предлагает искать женщину. И история имеет немало свидетельств, когда из-за женщин даже развязывались войны, не то что начинались какие-то мелкие соседские дрязги и разногласия. И нынешние события в мировой политике лишь подтверждают, что ход многолетнего исторического процесса, пожалуй, мало что изменил. Может, даже усугубил, поскольку современная эмансипация женщине, что называется, развязала руки, позволила беспрепятственно вторгнуться в те сферы, которые прежде ей были недоступны. А уж если женщина куда-то вошла, то она не может быть там никем иным, кроме как королевой.
Сейчас, как известно, европейским политическим процессом во многом рулят две дамы: председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас. Примечательность сих персон пока что сводится лишь к одному: они когда-то были первыми. В том смысле, что фрау в свое время оказалась первой немкой, которая возглавляла министерство обороны Германии. А Кая стала первой в истории Эстонии женщиной, руководившей правительством страны. Но ни та ни другая на этих высоких постах звезд с неба не хватали. Да и на нынешних должностях, которые хоть и считаются выборными – правда, в «выборах» участвует весьма узкий круг избранных «избирателей», – отметились скорее скандалами и сомнительными деяниями, чем конструктивными инициативами и действиями.
За Урсулой до сих пор тянется шлейф коррупционных обвинений при закупке противоковидных вакцин, в которых еще разбираются судебные органы. А Каллас, будучи премьер-министром Эстонии, ратовала за как можно более жесткие санкции против России и Беларуси и наказание тех, кто их стремится обойти. Оказалось, что ее муж входит в совет директоров фирмы, которая успешно приторговывает с российскими партнерами. Сейчас, уже на европейской должности, она то и дела впадает в конфуз, публично демонстрируя некомпетентность либо вообще отсутствие каких-либо знаний о том, о чем говорит. О какой-то ее дипломатичности (ведь дипломатию целого континента возглавляет!), чувстве политической ситуации и говорить не приходится. Даже брюссельским воротилам уже очевидно, что их «верховный представитель» «не в состоянии учитывать нюансы позиций стран и может строить только упрощенные схемы, которые зачастую лишены всякого смысла». При этом проявляет «чрезмерную активность и склонна к спонтанным и несогласованным инициативам». Эти отнюдь не дипломатические качества Кая проявила, когда, поняв, что нынешний президент США намерен вести свою политическую линию, отличную от европейских интересов, заявила, что «свободному миру нужен новый лидер», тем самым значительно перекрыв возможности достижения компромиссных договоренностей с Америкой. По этому случаю Berliner Zeitung заметила, что Кая «поляризует, провоцирует и расшатывает внешнюю политику ЕС». Естественно, недовольны Каллас и в Брюсселе. А когда на встрече с журналистами в Сербии она не смогла назвать все ветви власти в Евросоюзе, то терпение лопнуло даже у его депутатов. Представляющий Германию Мартин Зоннеборн прямо заявил: «О дипломатии и внешней политике вы знаете столько же, сколько о хирургии головного мозга. Я мог бы получить больше знаний из разговора со своим хомячком о черных дырах в карликовых галактиках…». В других же изданиях высказались еще резче. В одном даже прозвучал призыв: «Кто-нибудь, увольте идиотку!»
Казалось бы, как в просвещенной Европе могли доверить такой ответственный сегмент деятельности, как дипломатия, такому некомпетентному человеку. Думается, произошло это по двум причинам. Во-первых, отдали должок прибалтийцам за их безграничную русофобию и активность в требовании введения санкций против России и Беларуси. Ничем иным наши соседи в Европе выделиться больше не могут. Во-вторых, предполагалось, что, как и прежде, политикой на континенте будут заправлять американцы, останется лишь выполнять их предписания. А тут ситуация резко изменилась, приходится думать самим. Оказалось, думалки-то и не хватает. Ну, и папаша Каллас прежде в Евросоюзе играл не последнюю роль, сказался его авторитет.
У фон дер Ляйен несколько иные нарративы. Наверное, на посту оборонного министра она впитала в себя милитаристский дух, а также стремление к единоначалию, что в армии считается первоосновой. И с тех пор переносит это понимание своей роли на Евросоюз, сосредотачивая в руках как можно большую власть. Издание Politico замечает, что она «использует любой случай, чтобы хотя бы частично взять под контроль внешнюю политику», несмотря на то, что эта сфера находится в компетенции Совета ЕС.
Хоть в европейские лидеры стремятся и президент Франции Эммануэль Макрон, и канцлер Германии Фридрих Мерц, именно фон дер Ляйен инициировала создание системы европейской безопасности, когда от Европы, что называется, стал отворачиваться Дональд Трамп. Именно такое поведение фрау и дало основание премьер-министру Венгрии Виктору Орбану утверждать, что «в брюссельском оркестре разрешена только одна мелодия. Споете другую – и они урежут ваше финансирование, очернят ваше правительство и попытаются заменить вас марионеткой».
Но нынешний политический расклад не приемлет такой дипломатической твердолобости. Поэтому президент Америки долгое время не хотел даже телефонного разговора с Урсулой фон дер Ляйен. В Евросоюзе начали поговаривать о «токсичности» главы Еврокомиссии и необходимости в связи с этим ее замены. Как считали евродепутаты, отставка фрау могла бы «разблокировать многие процессы» в ЕС, поскольку именно ее действия привели к политическому кризису и обострению отношений не только с Россией, но и Китаем и США.
Однако разговоры остались разговорами, а многодетная мама (у Урсулы семеро детей), которую хорошо знающие ее охарактеризовали как человека, способного «переключиться с одной идеологической позиции на другую оппортунистически, придерживаясь того, что ей удобно и соответствует ее интересам в данный момент», по-прежнему рулит Европой. Результат такого руководства тот же Орбан обозначил так: «Евросоюз в упадке, и европейцы платят за это цену».
Пока еще тлеющий переговорный процесс по разрешению украинского конфликта у названных женщин и всего европейского милитаристского лобби вызывает дополнительные опасения, что он может перерасти в пламя прочных мирных договоренностей, а это никак не входит в их планы. Ведь в период военной смуты всегда легче представить свой статус-кво более значительным, чем он есть на самом деле.