ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?..
«Ха! – могут сказать на этот вопрос недруги. – Это только в песнях, и то давно прошедших дней, Россия выставляет себя «белой и пушистой», желающей жить в мире со всем миром. На деле же достаточно одной Украины, чтобы убедиться в обратном: агрессор Россия и по сути, и в планах». Что ж, знакомый и, по мнению оппонентов, непобиваемый «туз в рукаве», который всегда используется, когда спор заходит о российской агрессивности. Нынче не редкость встретить и тех, кто будет с пеной у рта доказывать, что и Великую Отечественную войну начала не гитлеровская Германия, а СССР. «Мелодии» узнаваемые. Но, как советовал литературный Козьма Прутков, никто из оппонентов не хочет «зрить в корень». А то бы они легко пришли к выводу о том, что Россию вынуждают, в том числе и силовыми методами, отстаивать свои геополитические интересы, напрямую от которых зависят территориальная целостность и независимость ее существования.
В том числе и относительно Украины, которую европейские политиканы сделали некоей разменной монетой в геополитическом противостоянии. Хотя, если уж детально и глубоко разбираться, то и противостояния-то могло не быть. Во-первых, если бы Запад прислушался к просьбам не расширять НАТО на восток. Во-вторых, трудно в истории припомнить «агрессора», который, только начав боевые действия и имея в них неоспоримый успех, заговорил о мире. Но тогда в Минске миролюбию России не вняли. Не захотели понять «умом Россию» потом и в Стамбуле, доведя конфликт до того, что сейчас ее войска стоят у порога Киева. Зато нынче на все голоса кричат о том, что она не хочет мира.
Конечно, не хочет на тех условиях, которые ей предлагают, и с полным правом, как побеждающая сторона, придерживается своих, соответствующих ее интересам, что вполне закономерно. Так и попала страна в «агрессоры», в том числе и потенциальные.
Выставлять Россию таковой у Европы есть одна «веская» причина: всей своей политикой Евросоюз стремился ослабить ее и подчинить собственным интересам. Тут и санкции, и политическое и дипломатическое давление. Не вышло. Вот и остается сделать из нее всеобщее пугало, которым стращать всех: мол, после Украины вы – следующие. Кто верит, кто нет. Но суть этого запугивания ясна. Как заметил бывший американский дипломат Джеймс Джатрас, «они хотят, чтобы это стало постоянной фишкой международной жизни. Они хотят новую холодную войну».
Есть и другая цель подобной политики в отношении России: под видом укрепления всеобщей обороны заставить страны Евросоюза продолжать военную и финансовую поддержку Украины. Особенно в условиях, когда, похоже, Соединенные Штаты со своей стороны ее прекратят. Но, оказывается, и в этом деле просматривается «след Москвы». Как утверждает глава Федеральной разведывательной службы Германии Бруно Каль, «Россия хочет вышвырнуть Америку из Европы и будет использовать для этого любые средства. И чтобы добиться этого, России достаточно послать в Эстонию «маленьких зеленых человечков» для защиты якобы притесняемых русских меньшинств».
Что касается «человечков», то, исходя из многочисленных заявлений российского руководства, никто никого и никуда посылать не собирается. Это тот самый метод запугивания. Для того, чтобы, как заметил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Прибалтийские республики вели себя как «маленькие дворовые хулиганчики», провокаторы потенциальной драки. Хотя не все и там согласны на такую роль. Президент Эстонии Алар Карис, например, считает, что «война (украинский конфликт – авт.) закончится, и тогда Россия станет нашим соседом. Вероятно, в начале дипломатических отношений необходимо установить определенное доверие». А министр обороны Литвы Довиле Шакалене сетует на то, что «часть наших граждан не понимают, что нам сейчас действительно нужны эти средства на оборону, и прямое воздействие на их доходы, особенно когда речь идет о тех или иных социальных льготах, вероятно, усилило бы такие непатриотические настроения в обществе».
Хотя что тут удивительного, когда у людей высчитывают повышенные налоги, закрывают программы, которые намечались для того, чтобы сделать их жизнь лучше и комфортнее, отбирают заслуженные льготы. А все ради какой-то призрачной опасности агрессии, хотя предположения не имеют под собой никаких объективных оснований, кроме разговоров. Тем более что именно сейчас, правда, не так быстро, как хотелось бы, ведутся переговоры о завершении российско-украинского конфликта. И именно запугивание потенциальной российской угрозой направлено на то, чтобы сорвать их. Рассказывая читателям о декларации, подготовленной на гаагском саммите Североатлантического блока, издание Bloomberg уточняет, что «страны НАТО возьмут на себя обязательство к 2032 году выделять не менее 3,5 процента ВВП на основные оборонные потребности и еще 1,5 процента на защиту инфраструктуры, достигнув порога в 5 процентов, на котором настаивают США».
На первый взгляд кажется странным, что, крича на всех перекрестках о продолжении помощи Украине, в Гааге об этом не прописали ни словом. Оказывается, как уточняет то же издание, натовцы пошли на хитрость: они «рассматривают возможность разрешения включения своих вкладов в оборону Украины в новые целевые траты». Это означает ни много ни мало, а то, что из увеличенных расходов союзников по Альянсу будут впредь финансироваться военные нужды ВСУ. Подобные подходы профессор Кентского университета Ричард Саква безапелляционно назвал «самоубийственной политикой, идеологией самоуничтожения».
Удивляется и директор Института устойчивого развития Колумбийского университета известный экономист Джеффри Сакс. «О чем думают в Европе? – задается он вопросом. – Почему ни один лидер не может открыто заявить, что было бы разумнее, если бы Украина была нейтральной? Не российской, не в НАТО, а просто нейтральной. Это самое лучшее решение для всех, потому что оно уберегло бы нас от войн».
А о том, хотят ли русские войны, довольно ясно высказался в интервью Strategic Culture бразильский аналитик Лукас Лейрос: «Историческая миссия России в этом конфликте ясна: гарантировать, что ее народ больше никогда не будет подвергаться угрозе, что российские города больше никогда не будут бомбить безнаказанно».
Виктор КУБЕКА.
Рисунок Александра МИКУЛИЧА.